Чтение великого покаянного канона свт. Андрея Критского

"Будем поститься постом приятным, благоугодным Господу; истинный пост – от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева, разлучение с вожделениями, злословием, ложью и клятвопреступлением. Оскудение всего этого – таков истинный пост и благоприятный!" (Стихира на стиховне). В этих незамысловатых словах скрыта суть Святой Четыредесятницы (другое название Великого Поста). Это то время, когда человек отказывается от всего того, что отягощает его ум и сердце, ибо пост - это отказ не только от пищи, но и в большей степени усиление молитвы и духовных подвигов и конечно же покаяния.

История происхождения поста восходит ещё к временам Ветхого завета и сотворения человека. Бог наделил людей заповедью о посте еще в раю: именно тогда Он разрешил Адаму и Еве, чтобы те ели плоды любого дерева из Эдемского сада, но плоды от дерева познания добра и зла Бог запретил им вкушать.

И так в течение всей истории Ветхого Завета можно обнаружить множество примеров, где преданные Богу люди все важнейшие моменты своей жизни предупреждали постом.

К примеру, пророк Моисей поднялся на гору Синай, затем предстал перед лицом Господа, получил от него заповеди и в течение 40 суток постился без еды и воды.

Пророк Илия на своем пути к горе Божией Хорив тоже соблюдал пост 40 дней и возносил молитвы Всевышнему.

В иудейской среде со времен Ветхого Завета существовала традиция поститься 2 раза в неделю, во вторник и в четверг. В христианской среде, во времена Нового Завета также возникло правило поститься 2 раза в неделю, но в среду и пятницу.

В Новом Завете Иисус Христос достаточно часто вёл беседы со своими учениками о самоограничении, рассказывая им о посте. Иисус сам постился 40 дней, а по его примеру и учению постились и его апостолы.

Своим наглядным примером и учением Христос вместе со своими святыми учениками показывал всем людям, что пост, как плотское, так и духовное воздержание, вместе с молитвой есть путь служения Богу, путь к очищению. Святая Церковь усвоила этот пример и включила его во всеобщую ежегодную практику.

Прежде чем окончательно сформироваться в том виде, каким Великий пост существует на сегодняшний день, он прошел два долгих тысячелетия. Великий пост и сам праздник Пасхи долгое время изменялись одновременно со становлением и развитием самой Церкви.

Обязательность следования Великому посту для всех христиан была зафиксирована 69-м Апостольским правилом, последняя редакция которого состоялась в конце IV века.

К концу IV — началу V веков уже повсюду в церквях был принят Великий пост длиной в 40 дней, однако исчисление его дней зависело от местности, а также отличались и традиции соблюдения поста. При появлении продолжительного периода аскезы возникло и множество различных традиций, связанных с соблюдением установленных правил. Общим для всех христиан был запрет поста в воскресенье, а на некоторых территориях – в субботу.

Так, в Риме придерживались поста 3 недели, прерывая его на субботу и воскресенье, а в Греции и Александрии беспрерывно постились 6 недель. Кто-то отказывался от любой еды животного происхождения, а кто-то употреблял рыбу, другие же могли кушать и птицу. Те, которые придерживались строгого поста, исключали из рациона даже яйца и плоды, остальные вообще довольствовались исключительно хлебными сухарями.

Таким образом, смысл Великого поста находится в неразрывной связи с историей его возникновения и установления.

По слову праведного Иоанна Кронштадтского: "Пост — хороший учитель: 1) он скоро дает понять всякому постящемуся, что всякому человеку нужно очень немного пищи и питья и что вообще мы жадны и едим, пьем гораздо более надлежащего, то есть того, чем сколько требует наша природа; 2) пост хорошо оказывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода показывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор; 3) он показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать милости, помощи, спасения; 4) пост показывает все хитрости, коварство, всю злобу бесплотных духов, которым мы прежде, не ведая, работали, коварства которых при озарении теперь нас светом благодати Божией ясно оказываются и которые теперь злобно преследуют нас за оставление их путей."

Как мы с вами видим, пост - это очень важная составляющая часть жизни любого христианина. Он настраивает нас встречу "праздников праздника и торжества из торжеств" (1-ая песнь пасхального канона) - Светлого Христова Воскресения. Поэтому, проходя поприще святой Четыредесятницы, мы не должны впадать в уныние, вместо этого умножать духовные плоды: "радость [о Боге], мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал.213,VI:22) и отвергнуть дела тьмы и облечься в оружия света (Рим.13:12).

Вместе с тем, каждый должен понимать, что радостные для нас дни поста - это язва врагу рода человеческого, именно поэтому он особенно сильно начинает искушать постящегося. Но никто и ничто не может нас отлучить от любви Божией (Рим.8:39). И даже когда порой мы нарушаем взятое на себя обещание нести бремя поста, тем не менее, при искреннем раскаяние, Господь даёт нам силы встать и дальше идти по спасительному пути. Ибо видя искренне стремление человека понести лишения, Бог и намерение его приветствует.

Первая неделя Великого Поста сопровождается чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского, который разделяется на 4 части и исполняется вместе с повечерием по одной части в день. Этот гимнографический текст был написан примерно в VIII веке. "Канон представляет собой пронзающий душу сердечный плач праведника о грехах. Самое начало: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? кое ли положу начало… нынешнему рыданию» (песнь 1), – настраивает душу на скорбь и покаяние, к «уязвлению сердца».

Творец канона оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество. Он припоминает все прегрешения, все грехопадения – от Адама до Нового Завета; ветхозаветные примеры в каноне составляют его большую часть – восемь песен. Святитель Андрей не просто вспоминает о грехе праотцев, он их переживает как будто собственные: «Первозданнаго Адама преступлением поревновав, познах себе обнаженна от Бога…» (песнь 1).

Если святитель Андрей вспоминает в каноне примеры ветхозаветной и новозаветной праведности, то, прежде всего, для того, чтобы укорить свою душу за леность и за греховность и призвать ее к подражанию, например: «Иосифа праведнаго и целомудреннаго ума подражай, окаянная и неискусная душе, и не оскверняйся безсловесными стремленьми, присно беззаконнующи» (песнь 5).

Канон представляет собой широкую историческую панораму, в которой начертается история человеческого греха и человеческой праведности, отвержения Бога и Его принятия. Содержание канона глубоко христоцентрично, в каждой песни встречаются проникновенные обращения ко Христу. Единственный путь очищения для святителя Андрея – во Христе, через трезвение, подвиг, через деяние – к видению Божества."

Первые четыре дня первой седмицы поста в нашем храме совершались повечерия и чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Во вторник и среду богослужение возглавил настоятель храма иерей Леонид.

После завершения богослужения отец настоятель обратился к собравшимся с проповедью. В своем слове о. Леонид напомнил верующим о важности и значения Великого Поста. В частности он сказал: "Наша задача за эти святые дни победить хотя бы самый маленький грех, хотя бы самую маленькую страсть и больше к ним никогда не возвращаться. Это будет подлинное свидетельство нашей верности Христу." В завершение своего напутствии, батюшка пожелал всем крепости духа и помощи Божией в течение Великого Поста и поздравил с наступлением св. Четыредесятницы.

Придите усердно, крепкое оружие поста имея как щит, всякий коварный обман врага отразим, верные. Не обольстимся услаждениями страстей, и огня искушений не убоимся, чрез это Христос Человеколюбец наградами за терпение увенчает нас. Потому со дерзновением молясь, мы припадаем и восклицаем, прося мира, и душам нашим великой милости. (Стихира на Господи воззвах).

Мельков Виталий, помощник настоятеля храма великомученика Пантелеимона

В статье использовались материалы с сайта: http://www.pravoslavie.ru/45079.html

История храма

История храма вмч. Пантелеимона начинается 9 июня 1993 года, когда иерей Александр Любимов был назначен настоятелем ещё только зарождавшегося храма Всех святых в земле Российской просиявших.

Подробнее...

Великомученик Пантелеимон

Пантелеи́мон (греч. Παντελεήμων — всемилостивый), до крещения Пантолеон († 305 год) — христианский святой, почитаемый в лике великомучеников, целитель, врач безмездный.

Подробнее...

Духовенство храма

Настоятель храма священник Леонид Салтыков до поступления в семинарию нёс послушания пономаря Введенском храма погоста Чёрная Грязь, Дмитровского района, Московской области.

Подробнее...

Храм-часовня на кладбище

В 1993 году было реконструировано помещение под храм преп. Даниила Переяславского на городском кладбище, в котором велись богослужения. Прихожан становилось год от года больше.

Подробнее...