Крест семейной жизни

И сказал Господь Бог:
не хорошо быть человеку одному;
сотворим ему помощника,
соответственного ему (Быт. 2, 18).

Любовь и брак

Сколько бы ни приходилось страдать человеку, в глубине сердца он чувствует, что на самом деле он рожден для радости. Мы боимся страданий и воспринимаем их как нечто незаслуженное и чуждое, самым обидным образом отравляющее наше существование. Но жизнь ведет нас как бы совсем не туда, куда мы хотим. Особенно много надежд возлагает человек на мечту о любви: на радость любить и быть любимым, видеть своих детей и внуков, на счастье семейной жизни. Но именно здесь в наше время его чаще всего ждут наиболее тяжелые разочарования и горькие слезы обманутых надежд. Почему же человек вместо счастья получает разочарование, и вместо радости страдание?

Брак в той форме, в которой он существовал, и формально существует и до сих пор в так называемом "цивилизованном мире", т.е. в бывшем христианском мире: Европе и Америке, а также России, и некоторых других странах, является сугубо христианским институтом, частью христианской культуры. Поэтому с отходом от христианства неотвратимо уходит из жизни понятие о его внутреннем содержании, и он теряет смысл. Настроенный лишь на удовлетворение своих похотей и желаний, современный человек, как правило, не понимает, зачем он должен хранить верность в браке, и тем лишать себя одного из самых соблазнительных удовольствий этого мира. Поэтому брак для него становится лишь обузой. Он приобретает формы беспорядочного сожительства, которые в той или иной степени соответствуют реалиям современной жизни, но уже не ведут ни к любви, ни к счастью. На самом деле брак просто перестает существовать.

Но даже вступая в брак с искренним желанием построить семью, современный человек чаще всего оказывается не способен достичь желаемого, и по прошествии некоторого времени находит себя как бы обманутым. Идет естественный, и потому неотвратимый процесс: супруги, которых к свадьбе вроде бы привела любовь, перестают видеть друг в друге хорошее, и, наоборот, "прозревают" на недостатки и грехи. Оказывается, что эгоизм одного совсем не может ужиться с таким же эгоизмом другого. Никто не намерен терпеть возникающие то и дело обиды и взаимное непонимание. "Любовь" уходит, а вместе с ней разрушается и семья. Слово "любовь" мы взяли здесь в кавычки, потому что если она кончается, значит это не любовь, а что то другое.

Вот что пишет о любви апостол Павел: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордиться, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает... (1 Кор. 13, 1-8).

Христианская любовь - это любовь жертвенная. Христос Сам явил нам пример божественного смирения и любви в Своем воплощении и крестных муках. Когда Ему, Сыну Божию, пришло время родиться, Марии пришлось идти в Назарет, чтобы принять участие в переписи населения, которое устроили римские власти. Там ей не нашлось места в гостинице (Лк. 2, 7), и Христос родился в пещере, где от непогоды укрывался скот, был спеленат и положен в ясли, кормушку для скота. Как только Он родился, Его сразу же стали преследовать. Ирод хотел Его убить еще младенцем, и Святое семейство вынуждено было бежать в Египет. И затем Его всю жизнь гнали, злословили и не понимали иногда даже ближайшие родственники и ученики. В конце концов один из них предал Его за 30 серебреников, а другие разбежались. И даже тот из них, который более всех клялся не оставить Его, отрекся в ту ночь от Него трижды. Христа схватили, судили беззаконным судом, весь народ кричал: возьми, возьми, распни Его! (Ин. 19, 15), пусть будет кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27, 25). Воины издевались над Ним, били и насмехались, и распяли Его как разбойника. Проходящие люди насмехались над Ним, подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями... Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его (Мф. 27, 41). Настолько всеобщей и слепой была ненависть ко Христу. Человеческому уму кажется непостижимым и странным, зачем всемогущий Бог, Творец и Царь Вселенной, облекся в человеческое естество и принял на Себя такое унижение и страдание, и даже саму смерть на кресте.

То, что мы не понимаем, есть любовь. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него (Ин. 3, 16,17).

Сын Божий претерпел все по Своей воле, из Своей неизреченной любви к падшему человеку - т.е. именно к нам - тем людям, которые столь чудовищным образом поступили с Ним.. Такую любовь Он завещал иметь и нам.

Скорбь и радость семейной жизни

Как это ни печально, но мы не имеем такой любви, и даже не понимаем, что это такое. Любовь человеческая, которой мы вроде бы любим друг друга, оказывается совсем иной. В ней больше любви к самому себе, к удовлетворению своих страстей. Поэтому даже в браке она, сталкиваясь со столь же эгоистичной любовью, охладевает, и нередко переходит в ненависть. Но для верующего человека брак является нерасторжимым союзам двух людей. Поэтому он, если супруги хранят верность друг другу, неминуемо преодолевает отчуждение, и ведёт к любви. Брак истекает из любви - любви между двумя людьми, любви к своим детям, и детей к родителям, - но он же и учит любви, но любви уже не только чувственной, но настоящей. Ибо в браке обязательно приходится учиться терпеть, прощать, вместе трудиться, покрывать любовью слабости друг друга, и жертвовать собой ради детей. Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19). Супружество приносит много радости, утешения, и настоящего человеческого счастья. Укрепляемая верой, радость семейной жизни помогает нести и тяготы друг друга, - и тем исполнить закон Христов (Гал. 6, 2).

Евангелие предупреждает нас, что по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь. Но претерпевший все до конца спасется (Матф.24:13). Терпение и вера ведут человека к возможной полноте счастья, мира и любви. И радость его не будет призрачной, временной, - но настоящей, дарованной благодатью Христовой, и возводящей в Царствие Божие. Но этот великий плод христианского брака доступен бывает только тем супругам, которые хранят верность друг другу, и несут все трудности и испытания до конца. Ибо если человек ищет лишь удовольствий и легкой жизни, то настоящее счастье он не увидит никогда, и не узнает ничего об истинной любви и радости.

Поэтому никакой повод не является достаточным для разрушения брака - ни "плохой характер", ни грубость, ни обиды, ни бедность, или другие житейские обстоятельства, - ничто не является поводом для расторжения брака. Брак совершается на Небе, и то, что Господь соединил, человек не может разрушить (Мф. 19, 6). Это звучит странно не только для современного человека, далёкого от христианства. Также недоумевали даже и ближайшие ученики Христа, пока не обрели благодатный дар веры. Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться - сказали они. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано ( Мф. 19, 10,11). Спасаемся мы не сами по себе, а благодатным изменением через веру.

Только человек, живущий благодатной жизнью веры может не озлобиться, не очерстветь сердцем, сохранить и преумножить любовь и мир в семье.

Таинство покаяния

Таинство покаяния гораздо глубже обычного представления о нем, лишь как о перечислении грехов на исповеди. Примером покаяния служит евангельский разбойник, распятый справа от Христа. Прибитый к кресту, и умирая самой мучительной и позорной смертью, этот разбойник не озлобился, не роптал, и не искал виноватых в своих страданиях. В сердце своем он имел удивительную мысль, что он страдает праведно, и принимает достойное по своим делам. Это и есть покаяние - когда человек видит свои грехи, и видит праведные суды Божии в том, что посылает ему Господь. Этот разбойник стал, по слову Христа, первым человеком вернувшим себе утерянный Рай (Лк. 23, 43).

Если человек искренне обращается к покаянию, то, подобно Евангельскому разбойнику, он принимает и свой крест: скорби и страдания своей земной жизни. Душа его оживает для Бога. Он начинает понимать, что не близкие виноваты в его бедах. Причиной всего является он сам, а люди, через которых приходит этот праведный Суд,- лишь орудия в руках Промысла. Поэтому людей он может только жалеть и любить. В этом понимании, - ключ к выполнению удивительных заповедей Христа: любить даже и врагов, и проклинающих и гонящих нас (Мф. 5, 44).

В нем же и ключ к несению креста в семейной жизни. Раскаиваясь в своих грехах человек начинает понимать, что проблемы в браке у него возникают не потому, что жена такая, а потому, что я такой. Жену я выбрал по себе, и другой у меня не может быть.

Единство в браке

В наше время уже трудно говорить, что существует традиция семейной жизни. Вера перестала выражаться как в общественной, так и в личной жизни некогда христианских народов. Христианский смысл уходит из их бытовых традиций, культуры и искусства. Но христианское учение о браке, тем не менее, остается живо и действенно (Евр. 4, 12). Оно основано на глубоком понимании человеческой природы, и сила его не оскудевает в тех, кто имеет веру, и живет в заповедях Божиих.

Несмотря на все моды и тенденции нашего времени, оно говорит о том, что муж является главой семьи. Здесь имеется в виду отнюдь не примитивное стремление к власти, а благодатная, исходящая от Бога, иерархия в семейных отношениях. Апостол Павел предлагает таинственное духовное учение о браке: жена сочетается мужу как Церковь Христу. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу так и жены своим мужьям во всем (Еф. 5, 22-24).

Обычно человек стремится жить так, чтобы ему служили другие и считает унизительным, если ему самому приходится кому-то служить. Христос же Господь с неба (1 Кор. 15, 47) наоборот пришел для того, чтобы Самому послужить людям. Он вымыл ноги своим ученикам и сказал, что если кто хочет из них быть большим, пусть будет всем слуга (Мф. 23, 11). Поэтому жена, живущая для мужа, становится на недосягаемую высоту. Но не менее высокие обязанности брак налагает и на мужа: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя на смерть за нее... Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: ... Так каждый из вас да любит свою жену как самого себя; а жена да боится своего мужа (Еф. 5, 25,28,32,33).

Поистине, блаженны те, кто могут вместить слово сие. Любящий свою жену, любит самого себя - говорит божественный апостол (Еф. 5, 28). Лишь безумный вредит самому себе: не любит свою жену, и разрушает семью.

Родители и дети

Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть (Еф. 5, 31), - говорит Священное Писание. Вступив в брак, супруги создают новую семью, и выходят из-под опеки родителей. Брак, это таинство, и потому никто, даже самые близкие люди, в том числе и родители, не могут в него вмешиваться. Так же и супруги не должны выносить внутреннюю жизнь своей семьи на всеобщее обозрение. Обсуждая своих мужей или жен с подругами и друзьями они оскверняют таинство брака. Разрушают собственную семью жены, когда, например, бегают к матери жаловаться на мужей. Еще более согрешают родители, родственники, или посторонние люди, когда они "жалеют" одного из супругов и поддерживают его "правоту" против другого. Супруги должны понимать, что не у других людей надо искать "правды" и утешения, но самим хранить мир в своей семье. Хорошо, когда между "отцами и детьми" есть любовь и взаимопонимание. Родители тогда могут что-то посоветовать молодым супругам, молиться о них: ибо "молитвы родителей утверждают основания домов", как написано в одной из молитв чина венчания. Если же этого нет, то супруги должны строго оберегать свою внутреннюю жизнь от грубого вмешательства извне, от кого бы оно не происходило. Но это не значит, что нужно плохо относиться к родителям. Как раз отделив свою жизнь от жизни родителей, мы можем удобно выполнить заповедь: Почитай отца твоего и мать твою (Исход. 20, 12). Заповедь не говорит: "во всем слушайся отца и мать всю жизнь". Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе (Еф. 6, 1), пишет апостол Павел. Повинуйтесь именно в Господе, т.е. только в том, что не противоречит Воле Божией. Иногда бывает невозможно слушаться родителей, и тогда подрастающим детям необходимо самим разумно строить свою жизнь. Но это не мешает им чтить отца и мать, ибо у детей нет задачи воспитывать своих родителей, доказывать им свою правоту и тем более судить. В этом тоже проявляется благоговейное отношение к браку: нельзя вмешиваться и в жизнь родителей. принимать своих родителей надо такими, какие они есть, жалеть их и заботиться о них - оставляя за собой свободу строить свою жизнь самим.

Брак с неверующими

В семейной жизни крест становится особенно тяжелым, если один из супругов раскаялся в своих грехах и пришел к вере, а второй не понимает внутренний смысл брака и. Не имея веры он продолжает жить лишь своими страстями и желаниями, и чаще всего оказывается не в состоянии им противиться. Поэтому Церковь не одобряет заключение брака с неверующим человеком, который может привести верующего супруга к тяжким и горьким страданиям.

Но если такой брак уже существует, то Церковь безусловно принимает его со всеми вытекающими из него обязанностями супругов друг к другу, и разрешает развод по существу только в случае грубого прелюбодеяния одного из супругов. ...Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее, - пишет апостол Павел; - и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим... если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связанны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж почему знаешь, не спасешь ли жены? Только каждый поступай так как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал (1 Кор. 7, 12-17).

Супружеская жизнь

Целью вступления в брак является супружеская жизнь. Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом но жена (1 Кор. 7, 2-4), говорит об этом апостол Павел. В супружеских отношениях ни один из супругов не может по своему произволу отказать другому. Это обязательно будет вести к обидам, и в конечном счете к потере единства и любви. Воздержание в супружеской жизни возможно только по взаимному согласию. Не уклоняйтесь друг от друга разве по согласию на время для упражнения в посте и молитве, а потом опять будте вместе (1 Кор. 7, 5).

Как следует из вышеприведенных слов апостола Павла, в понятие поста входит воздержание в супружеской жизни. Но это возможно только по взаимному согласию. Если же, например, неверующий супруг не хочет признавать такое воздержание, то у другого нет никаких канонических оснований отказывать ему в супружеской жизни. Более того, это является тяжким грехом, который может расстроить семейные отношения, подвигнуть неверующего супруга к хуле на Церковь и Бога, и к супружеской неверности.

Деторождение

Деторождение является естественным следствием супружеской жизни. Попытка извратить естественный закон жизни, и не рожать детей, с христианской точки зрения есть грех, и даже, может быть, лишение себя надежды на спасение, ибо жена, по слову Апостола спасется через чадородие, если пребудет в вере, любви и святости с целомудрием (Тим. 2, 15).

Рождение и воспитание детей, безусловно, требует больших трудов и лишений, но оно же приносит и настоящую радость и утешение. Оно тоже является родительским крестом, который нам приходится нести, уповая на милосердие Божие,. Бога нельзя обмануть. Поэтому супруги, уклоняющиеся от деторождения для того, чтобы облегчить себе жизнь, на самом деле несут скорби, несопоставимые с трудами воспитания детей. Часто при этом они наказываются окаменением сердца, которое становится неспособным осознать причины своих страданий и тепло покаяться перед Богом.

Понятно, насколько трудноразрешимой для нашего времени является эта проблема. Идол "общества потребления" - это получение чувственных удовольствий. Этот культ как бы подразумевает, кроме прочего, отсутствие внутренних проблем, или немедленное разрешение их с минимальными затратами. Поэтому современный человек, как правило, не осознаёт свои внутренние проблемы, и тем более оказывается не готов серьёзно трудиться, чтобы находить их решение. Он не хочет лишать себя удовольствий, и всё. Христианская же жизнь, напротив, подразумевает внутренний духовный труд. Отличительной чертой ее является именно внимание к своему духовному миру. Неверующие люди живут так, как им хочется. Духовный же человек внимательно рассуждает, как ему поступить правильно и разумно, перед своей совестью и Богом. "Мало ли чего мне хочется, -рассуждает он, - а я подумаю, как поступить именно правильно.

Чтобы исправить свою жизнь, и решить проблемы, приходится, действительно, приложить немало усилий. Но это нормальная ситуация. Плохое приходит само, хорошему же можно только научиться. Достичь благих результатов можно только внимательной жизнью, и немалыми усилиями. Верующему человеку Господь помогает решить свои проблемы. Христианское учение о браке при всей своей духовной высоте, становится для него простым и естественным законом жизни, вполне доступным, и приносящим радость.

Вода, текущая в жизнь вечную

Во время совершения таинства венчания, в церкви читается евангельское повествование о браке в Канне Галилейской, на который приглашен был Иисус с Матерью Своей и учениками. На этом браке Он сотворил Свое первое чудо. Когда за столом кончилось вино, Христос претворил в вино обычную воду, причем вино это оказалось настолько хорошим, что распорядитель пира, который не знал о его происхождении, подозвал жениха и упрекнул в том, что он такое хорошее вино не подал с самого начала.

В чудесном претворении воды в вино, которое совершил Христос на этом браке, сокрыт таинственные смысл. Вода - это нечто обыденное, не имеющее особого вкуса, - то, чем мы удовлетворяем жажду каждый день. Вино же веселит сердце человека (Пс. 103, 15), и употребляется особенно в праздничные, радостные дни.

Ежедневный крест семейной жизни, труды, терпение, и молитва - это та вода, которая кажется нам безвкусной, и даже горькой. Однако она питает нас каждый день, и без неё мы бы не смогли жить. У нас самих нет вина, чтобы возвеселить свое сердце. Оно кончилось у нас - мы выгнаны из рая сладости (Быт. 3, 23), брачного пира, где не было недостатка ни в какой радости и веселии,- и поэтому вынуждены пить безвкусную, а иногда и горькую воду, которая удовлетворяет жажду лишь временно. Поэтому всякий пьющий воду сию возжаждет опять, - говорит Христос. Но Он предлагает нам другую воду, которую Он сам претворяет в вино: кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4,13,14). Если мы обретаем веру, и следуем Евангельским заповедям, то приглашаем на свой брак Христа. Он приходит в нашу жизнь, и тогда вода наших ежедневных трудов претворяется Им в таинственное духовное вино, которое веселит сердце человека обетованием будущих благ.

Слово святителя Иоанна Златоуста о скорбях в семье

Толкование на псалом Давида,
когда он бежал от Авессалома, сына своего (Пс. 3,1)

Итак, Давид бежал, преследуемый своим собственным сыном. Что, кажется, может быть более унизительным и оскорбительным для отцовского сердца.

Но узнай, брат, причину и сохрани свою душу; пусть это повествование послужит тебе к исправлению жизни; пусть это гонение на праведника будет ограждением для ума твоего. Узнай, почему Давид был гоним Авессаломом, дабы тебе, утвердившись на этом, как бы на основании, созидаться страхом Божиим.

Блаженный Давид в настоящем псалме имел целью научить добродетельной и целомудренной жизни, никогда не делать зла и не презирать законов Божиих, чтобы согрешивший не потерпел того же, что потерпел он сам. Давид бежал от сына своего, потому что удалился от чистоты; бежал от сына, потому что нарушил целомудренное супружество; бежал от сына, потому что убежал от закона Божия, который говорит: не убивай, не прелюбодействуй (Исх. 20,13,14). Он (впал в прелюбодеяние в убийство) ввел в дом чужую агницу, убив ее пастыря, и агнец из собственного дома его стал бодать своего пастыря; он внес войну в чужой дом, и из собственного дома его восстала против него война. Это не мое умствование, но изречение Божие; а где изъясняет Бог, там никто противоречить не может. А что действительно против Давида восстал сын его за то, что он убил Урию и взял жену его, о том послушай Бога, который сказал Давиду через пророка Нафана: Я помазал тебя в царя над Израилем, и избавил тебя от руки Саула, и дал тебе все господина твоего, дом Саула и Иудин и, если этого [для тебя] мало, прибавил бы тебе еще больше; зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред лицом Моим? Урию Хеттеянина ты поразил мечем; жену его взял себе в жену... итак не отступит меч от дома твоего во веки (2 Цар. 12, 7-10). Ты рассек мечем чужой дом, а Я приготовлю меч на тебя в твоем доме: Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, не откуда-нибудь извне, но из дома твоего (2 Цар. 12, И). Откуда источник греха, оттуда и бич наказания. Итак, потому он бежал от сына, что сделался беглецом и изгнанником по отношению к заповеди Божией.

Псалом Давида, когда он убегал от Авессалома, сына своего. Лучше показать причину войны... дабы нам, увидев падение праведника, самим предостеречь себя от падения и избежать подобного наказания. Многие ведь и ныне ведут войну в домах своих: один встречает войну от жены, другой осаждается сыном, иной терпит неприятности от брата, иной от слуги, - и каждый мучится, досадует, сражается, причиняет войну и поражается войной; но никто не думает, рассуждая сам в себе, что, если бы он не посеял грехов, то не возросли бы в доме его терния и волчцы, - если бы не подложил искр греховных, то не воспламенился бы дом его. А что домашние бедствия суть плоды грехов и что исполнителями наказания грешнику Бог назначает домашних его, об этом свидетельствует божественное Писание, которого нет ничего достовернее. С тобой ведет войну жена, при входе твоем встречает тебя, как дикий зверь, изощряет язык свой, как меч? Прискорбно, конечно, что помощница сделалась противницей; однако исследуй самого себя, не замышлял ли ты в юности чего-нибудь против какой-нибудь женщины, и вот оскорбление женщины отмщается женщиной и чужую рану врачует собственная жена твоя. Хотя сама действующая не знает этого, но знает врач -Бог, Он действует на тебя ею, как (врач прижигает рану) железом, и как железо не знает того, а знает совершающий железом врачевание - врач, так и здесь, хотя жена поражающая и муж поражаемый не знают причины поражения, но Бог, как врач, знает, что полезно. А что злая жена есть бич за грехи, об этом свидетельствует божественное Писание; оно говорит, что грешному мужу дастся злая жена (ср. Сир. 25, 26). Она дастся ему, как горькое лекарство, истребляющее греховные соки. А что и нападения от детей суть также наказания за грехи, тому свидетель Давид, гонимый сыном своим Авессаломом за беззаконную связь, как показывают вышеприведенные слова. И что братья враждуют против братьев также за грехи, о том свидетельствует книга Судей. Когда некоторые из колена Вениаминова соблудили с наложницей путешественника и она, не перенесши безмерной обиды, умерла, одиннадцать колен начали войну против одного; но так как одиннадцать колен (тоже) отступили от Бога и прелюбодейно обратились к идолам, то все одиннадцать были побеждены одним коленом, и притом многократно были побеждаемы им одним, между тем как над ним одержали только одну победу, - и братья воевали с братьями, потому что Бог за грехи их разрушал средостение греха (Суд. 19, 20). Когда одно колено соблудило с женщиной, а одиннадцать колен прелюбодейно обращались с идолами, то и те и другие были истреблены Богом, как написано: истребляешь всякого отступающего от Тебя (Пс. 72, 27). Таким образом братья воевали с братьями за (собственные) грехи. Когда братья нападают на тебя, то не столько сетуй на них, сколько смотри на самого себя и тщательно исследывай, за какие грехи братья сделались твоими врагами. Впрочем, не все за грехи терпят нападения от братьев. Так Иосиф терпел нападения от братьев, но совсем не за грехи; и Иов подвергался наветам жены, но совсем не за грехи. (Но) у большинства людей домашние бывают врагами по причине грехов. Бывает, что и друзья за грехи обращаются во врагов, и прежде любившие начинают ненавидеть и отвращаться, потому что Бог попускает такую ненависть между ними по известным Ему причинам. А Бог не попустил бы ненависти, если бы прежде любовь их не была порочной. Кому любовь служила к погибели, тому ненависть делается побуждением к добродетели. И рабы и подчиненные часто восставали на господ своих за грехи их. Так, посмотри, когда Адам еще не согрешил, тогда и звери служили и подчинялись ему, и он нарицал имена им, как рабам своим; а когда он запятнал лицо свое грехом, тогда звери не узнали его, и из рабов сделались его врагами. И как домашний пес служит тому, кто его кормит, боится и трепещет его, а если вдруг увидит его с лицом, запачканным сажей или покрытым чужой маской, то бросается на него, как на чужого, и покушается растерзать его, так было и с Адамом: доколе он сохранял чистым лицо свое, созданное по образу Божию, дотоле звери подчинялись ему, как рабы, а когда он запятнал лицо свое непослушанием, то они не узнали в нем господина и стали враждовать против него, как чужого. Таким образом, и восстание рабов бывает воздаянием за грехи. Праведен был Даниил, и львы признали владычество его; они видели его не вкусившим греха, и оставили непричастным наказанию (Дан. 6, 22). Согрешил солгавший пророк, и встретил его лев на пути и умертвил (3 Цар. 13, 24); он запятнал себя ложью, и лев не узнал его. Если бы лев увидел в нем пророка, подобного Даниилу, то почтил бы его; но он нашел лжепророка и потому напал на него, как на чужого; владыка солгал - и раб отвергнул владычество его. Но что я говорю о домашних бедствиях, если и самое тело наше, которое всего ближе и любезнее нам, - если и оно порой враждует против нас, когда мы согрешаем, отмщая нам горячками и другими болезнями и страданиями.

Почему же мы знаем, что Господь делает так, что) раболепствующее тело наказывает владычествующую душу, когда она согрешает? Об этом свидетельствует Христос, который сказал исцеленному расслабленному: "Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже" (Ин. 5, 14). Итак, узнав, братья, что войны от домашних, родных и рабов и болезни телесные большей частью бывают за грехи, будем истреблять источник зол - грех. Когда не текут потоки страстей, тогда реки вод Божиих веселят душу. Давид взял замужнюю жену, как чужое царство (ведь для всякого мужа единодушная жена есть царство, и не столько царь любит порфиру и диадему, сколько муж: любит жену), - за то сын собственной жены его восстал на него, как тиран, намереваясь отнять царство у отца. Он взял насилием, и сам подвергся насилию; согрешил тайно, и обличен явно; ранил себя втайне, и при всех испытал на себе руку врача, по слову Божию: ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем (2 Цар. 12, 12). Впрочем злоба Авессалома не достигла цели, и справедливо, - дабы отцеубийцы не приняли поступка его за правило отцеубийства; но, послужив как исполнитель наказания, он был сам убит как осужденный. Как на зрелищах дикие звери на одних нападают, а другими сами убиваются, - так Авессалом, напавши на Давида, был убит Иоавом (2 Цар. 18, 14), и на высоком дереве повис тот, который превозносился перед отцом; удержан был растением тот, который восстал против корня; в ветвях запуталась ветвь, которая отломилась от отеческого расположения; удержан был за голову тот, который домогался овладеть головой родителя; висел как плод от растения тот, который хотел истребить виновника естества своего; поражен был в сердце и убит в то самое место, где замышлял убийство.

Тогда можно было видеть удивительнейшее зрелище: едучи на лошади, он был удержан густыми ветвями дерева за густые волосы, и ветви держали за волосы тирана, причиняя ему самому боль в том самом месте, на котором он хотел носить отеческую диадему. Можно было видеть, как Авессалом висел между небом и землей. Небо не принимало его, - потому что если оно отвергло первого возмутителя - диавола, то как оно могло принять второго возмутителя? Земля отвращалась о него, не терпя осквернения от ног отцеубийцы. Итак, когда Авессалом висел высоко на дереве, подошел к нему военачальник Иоав и вонзил три стрелы в сердце бессердечного, и таким образом поразил его в то самое место, где было вместилище беззакония. И, когда тот висел высоко на дереве, Давид воспел ему прекрасную надгробную песнь: "Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву; но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу" (Пс. 36, 35-36).

Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего. Он убегал от сына не потому, что боялся, но потому, что опасался убить его; он сам щадил его, как сына, по бывшие с ним не пощадили бы его, как возмутителя. Вот почему Давид, будучи гоним сыном и поносим за него Семеем (2 Цар. 16), сам великодушно переносил все; но так как многие соблазнялись о нем, особенно возмутившиеся вместе с Авессаломом восстали против него, как бы оставленного Провидением, и говорили: ныне Давид оставлен, совершенно лишен всякой помощи; ныне Бог отступил от него, как некогда от Саула; как тогда Он отступил от Саула и был с Давидом, так ныне отступил от Давила и обратился к Авессалому; восстанем и нападем на него; нет для него спасения в Боге, - так как они говорили такие речи, то Давид, скорбя более об этом, нежели о дерзких поступках сына, вопрошает Бога: "Господи! как умножились враги мои! (Пс. 3,2). Я осажден искушениями, окружен потоками зол, на меня сошел дождь бедствий, пришли реки врагов, подули ветры злых духов, стараясь отлучить от Тебя душу мою; но, утвержденный на камне веры, я не падаю, а (вопию к Тебе): Господи! как умножились враги мои! Тот, который от меня, против меня, но Ты - со мной. Против меня ведет войну моя утроба, мой народ следует за Авессаломом, мое войско вооружается против меня, мои овцы сделались волками, агнцы - львами, ягнята - бешеными собаками, и овны - бодливыми волами; но я скорблю не о себе, а оплакиваю их погибель".

Составил: протоиерей Александр Любимов

История храма

История храма вмч. Пантелеимона начинается 9 июня 1993 года, когда иерей Александр Любимов был назначен настоятелем ещё только зарождавшегося храма Всех святых в земле Российской просиявших.

Подробнее...

Великомученик Пантелеимон

Пантелеи́мон (греч. Παντελεήμων — всемилостивый), до крещения Пантолеон († 305 год) — христианский святой, почитаемый в лике великомучеников, целитель, врач безмездный.

Подробнее...

Духовенство храма

Настоятель храма священник Леонид Салтыков до поступления в семинарию нёс послушания пономаря Введенском храма погоста Чёрная Грязь, Дмитровского района, Московской области.

Подробнее...

Храм-часовня на кладбище

В 1993 году было реконструировано помещение под храм преп. Даниила Переяславского на городском кладбище, в котором велись богослужения. Прихожан становилось год от года больше.

Подробнее...