Память преподобного Даниила Переяславского

В этом году празднование памяти преподобного Даниила Переяславского пришлось на Светлую седмицу. Поэтому праздничная служба, прошедшая 21 апреля в маленьком храме преподобного Даниила, что на Большеволжском кладбище, была особенно радостной и торжественной. Все песнопения Пасхальных часов и Литургии сопровождались несмолкаемыми припевами: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»

Все небольшое помещение храма было заполнено пришедшими на службу. Литургию совершили настоятель храма иерей Леонид Салтыков, иерей Димитрий Зарецкий и диакон Павел Некрасов. Большинство прихожан исповедывались и причащались Святых Христовых Таин. Все испытывали особое ощущение праздника, ведь соединилось празднование Пасхи и памяти одного из почитаемых святых нашей русской земли – преподобного отца нашего Даниила Переяславского.

Житие его удивительно, но, наверное, мало знакомо современникам. Житие это читается как увлекательное повествование. Интересно оно своими подробностями, которые невозможно пересказать в небольшой статье. Вот только небольшие выдержки:

«Димитрий (мирское имя святого) от природы был тихим, кротким и самоуглубленным ребенком, а потому мало играл со сверстниками и держался в стороне от них. С отроческих лет неотразимо влек его к себе образ христианского совершенства. Он вычитал в духовно-нравственных книгах, что люди совершенной жизни – отшельники – мало заботятся о своем теле и потому не моются в бане. Чуткому ребенку этого было довольно, чтобы оставить исконный русский обычай, и никто не мог уговорить его заняться омовением своего тела в бане. Один вельможа в присутствии Димитрия читал житие Симеона Столпника, где говорится, что святой отрезал от колодезного ведра волосяную веревку и окрутился ею, а поверх надел власяную ризу, чтобы томить свою грешную плоть. Житийный рассказ глубоко потряс душу отзывчивого отрока, и будущий подвижник решил по мере сил своих подражать страданиям и терпению святого Симеона. Увидав возле берега реки Трубежа на привязи большую лодку с товаром тверских купцов, Димитрий отрезал от нее волосяную веревку и незаметно для других обвил себя ею. Веревка мало-помалу начала въедаться в тело его и производить боль. Позже родные заметили мучения отрока. Изумленные родители стали спрашивать Димитрия: зачем он подвергает себя столь тяжким страданиям? Отрок, желая скрыть свой подвиг, ответил: «От неразумия своего я сделал это, простите меня! Отец и мать со слезами на глазах и укорами на устах стали отдирать веревку от тела сына, но Димитрий смиренно молил их не делать этого и говорил: «Оставьте меня, дорогие родители, дайте мне пострадать за грехи мои». «Но какие же у тебя, столь юного, грехи?» – спросили отец с матерью и продолжали свое дело. В несколько дней, со всякими скорбями и болезнями, при обильном излиянии крови, веревка была отделена от тела, и Димитрий начал понемногу оправляться от ран».

Позже, уже будучи монахом Горицкого монастыря, получивши в постриге имя Даниил, преподобный тайно ночью выходил из обители, подбирал безвестных странников, умерших на пути, и на своих плечах приносил в скудельницу, которая была недалеко от обители и называлась Божий дом. Здесь на божедомье он отпевал безвестных гостей и поминал их в молитвах при служении литургий. Как-то пришел в Горицкий монастырь странник: никто не знал, откуда он явился и как его зовут; пришлец ничего не говорил, кроме одного слова: «дядюшка». Преподобный Даниил очень привязался к неизвестному и часто давал ему приют в своей келлии, когда путник бывал в монастыре. Однажды в первозимье подвижник шел в церковь к заутрени и, так как ночь была темна, на полпути споткнулся обо что-то и упал. Думая, что у него под ногами дерево, преподобный хотел отодвинул его и, к ужасу своему, заметил, что это мертвый странник, тот самый, который произносил одно слово: «дядюшка»; тело было еще тепло, но душа оставила его. Даниил одел умершего, отпел надгробные песни, отнес на божедомье и положил вместе с другими покойниками. Начав совершать по страннику сорокоуст, подвижник сильно скорбел о том, что не знает его имени, и укорял себя, почему не похоронил усопшего в монастыре, около святой церкви. И часто, даже во время молитвы, вспоминался Даниилу безвестный странник: все хотелось перенести тело из скудельницы в монастырь… И Бог внушил преподобному мысль устроить церковь на том месте, где виднелся свет, и поставить при ней священника, чтобы он служил Божественные литургии и поминал души усопших, которые покоятся в скудельницах, и прежде других неведомого странника».

Преподобный со временем стал известен своими духовными дарованиями, но всячески уклонялся от почестей. Когда его все-таки уговорили стать архимандритом, он делал такие наставления братии: «Знаю, что вы привыкли выходить из монастыря без благословения настоятеля на рынки и в дома мирян; там вы пируете, проводите ночи, а иногда и многие дни, и ненадолго приходите в монастырь. И вы, братие, без нашего благословения из монастыря никогда не выходите, ни по какой надобности, в мирских домах не ночуйте; пьянства уклоняйтесь, в церковь являйтесь к началу всякой службы». Братия обещались исполнить требования преподобного: как ни тяжело казалось удалить от себя родных и друзей и прекратить пиры, однако послушались и в этом. Подвижник стал своими руками перестраивать келлии, украшать церкви, искоренять в обители всякое бесчиние; он образумливал братию и наставлял на путь истины не силою, но кротостью и духовною любовью, всем подавая пример чистой жизни и глубокого смирения.

«Один из московских вельмож пришел в обитель и увидал Даниила, который, подобно простому рабочему, копал яму для монастырской ограды. Боярин спросил Даниила, дома ли архимандрит? Даниил ответил: «Ступай в монастырь и там найдешь достойный прием и отдохновение, а архимандрит – человек непотребный и грешный». Вельможа подивился укорам против архимандрита и пошел в обитель. Даниил же явился ранее его, встретив пришельца, по достоинству принял его и угостил, а затем отпустил со словами назидания. Немало был поражен гость трудолюбием и смиренномудрием подвижника и пошел домой, благодаря Бога, что не бедна Русская земля людьми, великими духом.»

Полное житие преподобного Даниила Переяславского можно прочитать по ссылке https://azbyka.ru/days/sv-daniil-perejaslavskij.

Вот такой дивный угодник Божий является покровителем небольшого кладбищенского храма в нашем городе. Преподобне отче Данииле, моли Бога о нас!

Материал опубликован 23 апреля 2017 года

История храма

История храма вмч. Пантелеимона начинается 9 июня 1993 года, когда иерей Александр Любимов был назначен настоятелем ещё только зарождавшегося храма Всех святых в земле Российской просиявших.

Подробнее...

Великомученик Пантелеимон

Пантелеи́мон (греч. Παντελεήμων — всемилостивый), до крещения Пантолеон († 305 год) — христианский святой, почитаемый в лике великомучеников, целитель, врач безмездный.

Подробнее...

Духовенство храма

Настоятель храма священник Леонид Салтыков до поступления в семинарию нёс послушания пономаря Введенском храма погоста Чёрная Грязь, Дмитровского района, Московской области.

Подробнее...

Храм-часовня на кладбище

В 1993 году было реконструировано помещение под храм преп. Даниила Переяславского на городском кладбище, в котором велись богослужения. Прихожан становилось год от года больше.

Подробнее...